К такому мнению пришли эксперты в ходе дискуссии, прошедшей 17 февраля на конференции «Фармацевтический бизнес в России — 2020».
В дискуссии приняли участие представители всей товаропроводящей цепочки: производителей — Рустем Муратов (Синтез) и Андрей Соколов (Босналек), дистрибьюторов — Михаил Степанов («ИРВИН 2»), Дмитрий Погребинский (ЦВ «ПРОТЕК») и Сергей Еськин («Пульс»), а также аптечной розницы — Александр Кузин («36,6).
Михаил Степанов, генеральный директор «ИРВИН 2«, главным драйвером трансформации рынка назвал старт государственных программ и сопутствующий ему переход ряда препаратов из коммерческого сегмента в бюджетный.
«Фармрынок действительно трансформируется. Драйвером роста прошлого года стали средства, вложенные государством в онкологию.
Что ожидает в 2020 году?
Стартовала госпрограмма по кардиологии, в которую вошли такие коммерчески успешные препараты как Прадакса, Ксарелто и Брилинта. С большой долей вероятности продажи этих препаратов «перетекут» с коммерческого рынка на бюджетный.
Бюджетный сегмент вырастет, в том числе и за счет сокращения коммерческого. И это действительно трансформация.»
Безусловно, мы как компания, работающая на бюджетном рынке, видим перспективы для роста. Это отразилось и в нашей стратегии. Мы удвоили штат сотрудников в регионах, открыли 5 дополнительных офисов по стране. Цель — «дотянуться» до каждого региона».
Генеральный директор розничного подразделения «Аптечной сети 36,6» Александр Кузин заявил, что турбулентности рынку добавляют «те изменения, которые предлагаются со стороны Государственной Думы и регулирующих органов». В 36,6 делают ставку на прозрачность:
«На sell in мы не работаем, мы не закупочная компания, мы компания, которая продает. Мы готовы всем заинтересованным лицам предоставить данные по ОФД, которые подтверждают: каждая упаковка была продана в нашей аптеке».
Директор по коммерции и маркетингу компании «Синтез» Рустем Муратов в первую очередь ориентируется на победу в ценовой конкуренции:
«Меры господдержки определенную роль играют, безусловно, это видно, «третий лишний» работает. Но для подавляющего большинства продуктов, которые мы продаем в тендерном канале, меры господдержки в форме «третий лишний» уже никакой роли не играют, потому что там только Россия и осталась, еще Белоруссия и Казахстан кое-где.
Важна себестоимость в широком смысле слова – правильная закупка, правильная субстанция на входе (или своя субстанция, как у нас). Тогда останется маржинальность».
В целом, все эксперты отметили хорошие бизнес-результаты представляемых компаний в 2019 году и, несмотря на частую смену правил игры, с оптимизмом смотрят на развитие фармрынка в 2020 году.